Минэнерго направило в правительство письмо, в котором изложило свою позицию по внедрению интеллектуальных систем учета газа в домах. Такая система включает «умные» счетчики в квартирах с возможностью дистанционной передачи данных в газоснабжающие компании, а также приборы для обработки информации в абонентских службах поставщиков газа.
Стоимость интеллектуальных приборов учета газа в Минэнерго оценивают примерно в 11–15 тыс. рублей за штуку, что в несколько раз выше цены обычных счетчиков (2–5 тыс. рублей). Монтаж и установка «умных» ПУГ по всей России, которыми должны заниматься газораспределительные организации, требует серьезных затрат - в Минэнерго оценили их в 385 млрд рублей.
За чей счет все это планируется? Ведомство называет два варианта, но возможные затраты в обоих случаях перекладываются на потребителя. По первому варианту, расходы на счетчики включаются в плату за снабженческо-сбытовые услуги, которая поступает газоснабжающим организациям. Второй вариант — включение расходов на счетчики в тариф на транспортировку газа, который направляется газораспределительным организациям (облгазы).
Стоит ли?
Сегодня по законодательству счетчики обязаны устанавливать в основном владельцы частных домов, где газ используется в первую очередь для отопления. Как рассказывала замглавы Минэнерго Анастасия Бондаренко, приборы учета уже есть у 98% потребителей. Осталось обеспечить ими 400 тыс. абонентов. Получается, если будет введена интеллектуальная система, миллионам граждан придется оплатить замену счетчиков на «умные».
Строить интеллектуальную систему учета газа по аналогии с учетом электроэнергии нерационально, сказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
– Электросчетчики есть у всех, а в большинстве многоквартирных домов газовых счетчиков нет и не планируется. Необходимости в такой системе нет, – отметил он.
По мнению эксперта, средства, которые могут направить на создание умной системы учета, лучше инвестировать в газификацию регионов. Тогда, возможно, удастся завершить ее не за 10 лет, как планируется сейчас, а вдвое быстрее.